Понедельник, 29.04.2024, 04:10
Рафиков-сайт
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
Меню сайта

Меню2

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2012 » Октябрь » 10 » Рустэм Хамитов провел совещание по оптимизации расходов в образовании Башкортостана
00:08
Рустэм Хамитов провел совещание по оптимизации расходов в образовании Башкортостана
http://presidentrb.ru/rus/press_serv/novosti/44694.html

9 октября в Доме Республики Президент Башкортостана Рустэм Хамитов провел совещание по вопросам модернизации и снижению неэффективных расходов в системе образования. Обсуждались пути оптимизации финансирования, а также повышения заработной платы учителей.

Стенограмма совещания:

Рустэм Хамитов: Добрый день, уважаемые коллеги!

В августе мы провели учительскую конференцию, на которой я поставил задачу – снизить на 20% неэффективные расходы в области образования. Мною было сформулировано следующее – сокращение расходов должно идти за счет, прежде всего, выявления «узких» мест, в частности, связанных со снижением расходов на коммунальную деятельность, уменьшение управленческого аппарата. События прошедшего сентября показывают, что министерство образования республики выбрало несколько иной путь. Мне сегодня нужно понять и разобраться в этой части, почему довольно много жалоб поступает на закрытие школ, на перевод школ из одной категории в другую, на значительное сокращение учительских коллективов. Давайте сегодня поработаем в этом направлении, определим, что нам нужно сделать в ближайшее время для того, чтобы люди не испытывали неудобств в части тех реформ, которые проводятся, там где нет возможности перевозить детей на автобусах, чтобы не закрывались школы и так далее. То есть поработаем над ошибками. Если есть какие-то перегибы в этой части, давайте их вовремя исправлять и не заводить ситуацию в тупик.

Фидус Ямалтдинов, заместитель премьер-министра Правительства РБ: Перед отраслью была поставлена конкретная задача – поработать над сокращением неэффективных расходов. Подсказали технологию, по какому пути идти. После чего на уровне Правительства республики был принят ряд системных решений, с участием министерства образования. В частности, мы в течение августа-сентября завершили по всем территориям, так называемую тарификацию системы образования, которая включала в себя инвентаризационную работу, учли все малокомплектные классы, школы, укомплектованность кадрами, финансовое обеспечение, расходы на коммунальные услуги. Одним словом, с точки зрения расходов и доходов проанализировали состояние дел в отрасли. С присутствием глав администраций, на 43 территориях мы провели предметный разговор по плану снижения неэффективных расходов с рассмотрением всех мероприятий, связанных с реализацией Ваших поручений.

Рустэм Хамитов: Еще раз повторяю. Не было указания в массовом порядке сокращать учителей, закрывать школы. Мы говорили о том, что неэффективные расходы надо искать в системе управления, в системе районных отделов образования. Мы должны были искать неэффективные расходы в коммунальной системе. Сделать систему образования более компактной. Мы ведь в этом году направим на образование почти 40 миллиардов рублей, и это треть бюджета Республики Башкортостан. Каждый третий бюджетный рубль идет в образование. И, безусловно, мы должны понимать, как расходуются эти деньги, каким образом осуществлять экономию. Это колоссальные, огромные деньги. И если такой объем ресурсов идет в образование, значит, кто-то в других отраслях недополучает этих денег. Нам необходимо эффективное расходовать средства.

Ряд районов просто бездумно начали работу по оптимизации. При этом не предупредив ни родительские коллективы, ни школьные коллективы. Люди попали в сложную ситуацию, когда буквально за один-два дня до начала учебного года получили уведомления о том, что дети переводятся на учебу в другую школу. В таких деликатных вопросах не нужно какого-то сверхэнергичного преобразования, не нужно этого делать. Все должно быть последовательно, спокойно, ровно. Не обижая людей, доводить до них информацию о том, что будут изменения, добиваться взаимного согласия и только после этого приступать к каким-то реформам и преобразованиям.

Альфис Гаязов, министр образования РБ: Когда мы говорим о наших неэффективных расходах, они касаются в определенной степени излишнего количества людей, работающих в этой системе. И в денежном выражении это касается работающих учителей. Существующие нормативы говорят о том, что, к сожалению, у нас по сравнению с тем, что должно быть, порядка 10 тысяч человек работающих больше, чем по нормативам. Поэтому все резервы, которые могут быть использованы для того, чтобы оптимизировать систему образования, касаются сегодня решения двух основных задач. Это сокращение малочисленных классов, где обучаются до 7 человек в целях увеличения наполняемости. И второе направление – при наличии необходимых условий, изменение статуса образовательных учреждений. Вот эти основные две задачи мы решали. Считаем, что решение вот этих двух задач на данном этапе не привело к массовому закрытию школ. Изменение статуса образовательных учреждений – это не ликвидация, а изменение уровня образования в данных школах.

Что мы сделали? У нас было 25343 класс-комплектов, а стало 23603. В основном, сократили те классы, где учились один или два ребенка. При этом мы эту задачу полностью не выполнили. Потому что если бы мы выполнили на 100%, это привело бы к резкому сокращению. В частности, у нас уже нет классов, где учится один ребенок, но с двумя немножко осталось. Это 153 класса, которые расположены в труднодоступных местах, и мы не можем их возить по условиям дорог, по условиям нахождения соседних школ. В данных случаях, мы их сохраняем, оставляем на следующие этапы.

На основе проведенных мероприятий, мы смогли приблизиться к тем нормативам последней наполняемости, которые сегодня существует в стране. Но в принципе, мы пока только приближаемся. Потому что в отдаленных местах мы оставляем школы. По основному показателю, который называется «учитель-ученик» мы смогли с 10,05 подняться на одну единицу, это нам дает определенные подвижки.

В общей сложности, сокращено около двух тысяч учителей, это примерно три тысячи ставок. По людям мы старались не делать сокращения. Эти процедуры выполнены с соблюдением всех законодательных актов. Сегодня более 1600 человек трудоустроены. Порядка 60 человек ушли в другие сферы, около 200 человек ушли на пенсию. То есть мы постарались безболезненно выйти из этой ситуации.

По закрытию школ я скажу, что по сравнению с прошлым годом количество школ-юридических лиц сократилось на 79, сократилось 67 филиалов, начальных школ две. Это тот случай, когда школы располагаются рядом, можно дойти пешком. До двух километров допускается. Это школы в Раевском и Белорецке. Школы сократили с согласия родителей. В данном случае, речь идет о школах, которые по своему содержанию вызывали вопросы.

Количество детей, переведенных в другие школы, составляет всего 1% от всего количества наших детей, это 3581 ребенок. Из них 2300 мы обеспечили транспортом. Почему не всех? Остальные дети живут рядом со школой.

В результате проведенных мероприятий, сегодня мы можем сказать, что задача выполняется, она выполнена. Мы ставим перед собой задачу не только изменение сети образовательных учреждений. Мы хотим выйти к новой системе, к новой концепции, которая будет действовать на основе модернизации. Мы хотим создать гибкую, динамичную сеть образовательных учреждений, которая будет дальше действовать. Думаю, эту систему мы в ближайшее время сумеем создать. Из чего она будет состоять? Первое – в каждом районе мы хотим создать сеть базовых школ. Сегодня у нас работает 627 базовых школ. Такое количество совпадает с нашими планами. Получается, что в каждом районе будет по 10-15 базовых школ, а вокруг них будут сосредотачиваться малые школы. Что это нам даст? В ближайшие годы, особенно в предстоящий, мы предлагаем основную долю федеральных и республиканских средств, предназначенных для модернизации образования, направить на капитальный ремонт базовых школ. Мы должны сделать эти школы привлекательными. Сейчас третья часть находится в хорошем состоянии, определенная часть требует косметического ремонта, другая часть требует достаточно хорошего ремонта. Из федеральных средств, это будет 400 миллионов, мы направим в эти школы. Хотим сразу же решить ряд вопросов. Первое – все школы должны быть оснащены системами горячего и холодного водоснабжения, теплыми туалетами, естественно необходимым учебно-методическим оборудованием. У этих школ появляется возможность для стимулирования труда учителей.

Также мы хотим, чтобы в каждом районном центре одна из базовых школ была школой повышенного уровня. И прежде всего это будет школа технического направления, условно назовем ее «технический лицей». В идеале, это будет учреждение интернатного типа. Эту задачу мы ставим перед муниципалитетами, и эту задачу мы будем выполнять. Потому что сегодня в школах повышенного уровня, к сожалению, взяли филологическое, гуманитарное направление. Хотим немножко изменить ситуацию.

Вторая характеристика этой новой сети заключается в том, что мы хотим восстановить и расширить сеть пришкольных интернатов. Анализ показал, что у нас сегодня есть проблемы. Всего существует 101 интернат, и охват детей очень небольшой – 3107 обучающихся. Мы полагаем, что это направление является одним из ключевых.

Сегодня у нас функционирует 756 автобусов. В этом году на федеральные деньги мы приобретем 181 автобус, из них 78 мы уже получили. Сегодня мы возим в школу 25684 ребенка из 1905 населенных пунктов. Есть паспорта маршрутов. С учетом 181 автобуса, которые поступают, мы охватим всю сеть населенных пунктов, которая нуждается в подвозе. Часть автобусов у нас 2006, 2007 года приобретения, есть даже автобусы 2003, 2004 года приобретения, которые мы постепенно выводим из эксплуатации. Но, к сожалению, парк требует особого внимания. Позицию приобретения автобусов мы будем усиливать.

Озвучу предложение, о котором постоянно говорят, но с которым пока еще не всегда можно согласиться – это внедрение новых, иных форм получения образования. Часто называют экстернат, самообразование, дистанционную форму обучения. Эти формы в массовом виде не могут быть приняты. В основном, это касается специфического контингента: дети с ограниченными физическими возможностями, дети, временно утратившие здоровье. Мы конечно внедряем эту систему. В прошлом году мы приобрели на 90 миллионов компьютеры для детей, имеющих такие проблемы. Здесь есть одна особенность. Если мы будем массово внедрять этот процесс, сразу же возникает вопрос, связанный с обеспечением качества образовательного процесса, потому что с двух сторон должен быть учитель. Тогда затраты возрастают вдвое. К сожалению, это недопустимо.

Что касается сокращения работников управленческого звена. В районах идет анализ такой работы. Рустэм Закиевич, мы дали задание, если уж не в пропорциональном виде, но все равно мы будем сокращать управленческий аппарат, потому что районные отделы образования хоть они уж и не так многочисленны, но все равно имеются определенные резервы. Довольно часто в жалобах обращают на это внимание. И мы не можем их игнорировать, и такие сокращения будут.

Остановлюсь на проблемах, с которыми мы столкнулись недавно. В общей сложности, за два месяца мы получили более 100 обращений. Эти обращения повторяются по нескольким адресам, с каждым заявителем мы работаем отдельно. Мы столкнулись с противодействием родителей. Зачастую, эти действия, если можно так сказать, подогреваются самими учителями. Сегодня, учитывая, что мы их трудоустраиваем, все проблемы сняты. У нас нет детей, которые не охвачены учебой.

Не смотря на то, что мы сегодня активно работаем с администрациями по оптимизации, не все районы к этому хорошо относятся. Мы их понимаем, потому что есть районы, в которых оптимизационные мероприятия в последние годы не проводились. В связи с этим, некоторые районы оказались в трудной позиции. С ними мы тоже индивидуально работаем. Есть районы, где оптимизируется от 5 до 11 школ, есть районы, где нулевые показатели.

Проблема, которую мы с определенным волнением ожидаем – это сокращение нагрузок на учителей, что приведет к снижению заработной платы. Это может привести к тому, что некоторые наши обязательства по реализации комплекса мер, в части увеличения заработной платы, в первый месяц мы можем не дотянуть до плановых показателей. В этом направлении мы работаем. На следующий год мы закладываем увеличение количества учителей, работающих на одну ставку и более.

Нам еще не удалось в полном объеме сократить кредиторскую задолженность, сегодня она ориентировочно составляет 164 миллиона рублей, в прошлом году было почти 300 миллионов. Нас беспокоит следующий момент. В числе этих районов-должников, в основном, одни и те же. С ними мы отдельно работаем, и эту работу мы будем продолжать, потому что ситуация нас не устраивает.

Следующая проблема связана с трудоустройством высвобождаемых работников. Чтобы снять напряженность мы их трудоустраиваем в своей же сфере. Хотя мы изначально говорим о том, что неэффективное расходование возникает из-за того, что у нас имеется избыточное количество учителей. Пока это немножко снижает эффект оптимизации. Еще снижается эффект, потому что мы выполняем все обязательства перед высвобождаемыми. Будем расширять направление совместных действий не только с органами местного самоуправления, но и с органами занятости.

Мы стали объектом некоторой необоснованной критики. Мы принимаем то, что в августе мы не смогли объяснить ситуацию. Сейчас мы ведем активную работу по разъяснению наших позиций через СМИ. Каждую неделю мы выступаем, объясняем что делается. Приятно, что мы получаем письма, где указывается, что эффект от того, что ребенок обучается один в классе очень низкий. Люди взрослого поколения говорят о том, что наши мероприятия правильные и их надо продолжать. Но видимо с определенной корректировкой.

В заключение хочу сказать, что неэффективные расходы в учебном году, то есть с августа по август, сократятся по нашим прогнозам на 1 миллиард 186 миллионов рублей, что составляет 26,1% от всей суммы неэффективных расходов. Мы постоянно ведем анализ, мониторинг, и мы будем вносить коррективы в эту работу. Постараемся снять все те проблемы, которые возникают или возникли на данном этапе.

Рустэм Хамитов: Все что происходит в сфере образования, находится в поле зрения людей. Они остро реагируют на изменения статуса школы, на изменения, которые происходят в учебных заведениях. Идет значительный поток писем, в том числе и в мой адрес. Кстати есть письма и со словами понимания, того что происходит. Есть факты, когда родители просто довольны, что из малокомплектной школы детей перевели в серьезную, хорошую школу, где ребенок начинает получать хорошее образование, где он попадает в хороший коллектив и раскрывается, чувствует себя совершенно по-другому. У нас нет задачи механического сокращения школ и учителей. У нас есть задача оптимизации расходов на систему образования.

Не секрет, что большие деньги тратятся на жилищно-коммунальную часть образования: отопление, водоснабжение, разного рода другие расходы. Здесь нужно оптимизировать траты. Уже говорили о том, что кочегаров нужно выводить за штат школы, понятно, что это сфера муниципальной ответственности. Эти котельные, а по-старому «кочегарки», нужно модернизировать. Идут расходы огромные, колоссальные, когда небольшая школа отапливается огромной котельной. Надо думать о том, чтобы сокращалось управленческое звено, чтобы сокращалась отчетность учителей. Они постоянно жалуются на то, что они завалены бумагами, им приходится заниматься несвойственной им деятельностью. Говоря об оптимизации расходов, прежде всего, подразумеваем вот такого рода деятельность.

Безусловно, два человека в классе – это ненормально. Ребенок или двое ребятишек не могут в течение 45 минут заниматься без отдыха, под таким пристальным вниманием педагога. А если этих уроков 4-5, то конечно ребенок сильно устает. Ему нужно отвлекаться, отдыхать в конечном итоге. 2-3 ребенка в классе – это ненормально с точки учебного процесса.

Укрупнение классов, модернизация будет происходить и дальше. Но еще раз говорю, что мы должны создавать следующие условия – если в категорической форме родительский коллектив не хочет менять статус школы, то надо либо проводить разъяснительную работу, либо удовлетворять требования родителей. Важно слышать людей, работать с ними. Ломать через колено – это самый простой вариант и самый неэффективный. Надо выделить часть районов, которые не проводили в последние годы такого рода работу. У меня есть таблица. Например, Чишминский район располагается рядом с Уфой, и в то же время достаточно много классов с 2-3 учениками. Район рядом с городом, хорошие дороги, нормальные условия, и уж в этом районе можно было бы провести нормальную, спокойную, разумную оптимизацию в этой части, опять же работая с родителями, объясняя им что, как и для чего все это делается. У нас еще есть ряд крупных и серьезных районов, которые, на мой взгляд, могли бы проводить эту работу более осознанно и предметно. В их числе я вижу и Иглинский, Илишевский районы. Там где располагаются труднодоступные населенные пункты в сельской местности, конечно, мы не имеем права закрывать школы, менять, модифицировать их. Там уже сложилась устойчивая ситуация. И ее надо воспринимать как объективную, реальную. И с этим уже ничего не сделаешь. Но там, где школы расположены в 2-3 километрах друг от друга, и их соединяет хорошая дорога, если в одной школе – 30 учеников, и в другой столько же, в этой ситуации нужно что-то предпринимать. Таких школ тоже достаточно много. Мы это знаем. Поэтому прошу вас, поработайте над ошибками, поработайте над тем, чтобы смягчить последствия этих преобразований, прислушайтесь к родителям, к родительским комитетам. Там где идет просто острое непонимание этой ситуации, надо объяснять, надо создавать возможности для того, чтобы люди, по крайней мере, так остро не реагировали на то, что происходит. Это очень чувствительная область деятельности системы образования. Здесь надо работать крайне осторожно.

В следующем году заработная плата учителей должна повыситься. Эти деньги, высвобождающиеся в результате оптимизации, должны в 100%-м объеме оставаться в системе образования. И мы не собираемся, я так понимаю, изымать из системы образования эти сэкономленные деньги. Они пойдут на повышение заработной платы. И зарплату нужно повышать не только учителям, но и работникам детских садов, детских домов, других социальных учреждений. В ближайшие пять лет заработная плата всех бюджетников должна достигнуть средней по экономике. В целом, такая задача поставлена по стране. Поскольку республика крупная, большая, затраты тоже достаточно велики. Конечно, мы должны системно подходить к решению этих проблем.

Пожалуйста, еще раз требую, чтобы все модернизационные мероприятия проводились взвешенно. Здесь нет гонки за абсолютным результатом, чтобы любой ценой получить какое-то там сокращение. Об этом речи нет. Но работа должна проводиться системно. Если нет интерната, то вначале должны появиться интернаты, а потом уже осуществлять перевод школ из одной категории в другую. То есть вначале создаем условия. Например, если нет дороги, значит, строим дорогу, если нет автобуса, значит, покупаем автобус. И только после этого можно приступать к преобразованиям.

Мировая система образования предполагает, что, действительно, малокомплектные школы постепенно исчезают из оборота. Это мировая тенденция, от этого никуда не денешься. И у нас в стране и республике идет глобализация, централизация, растут города, растут районные центры, в той или иной мере идут преобразования в сельской местности. Но мы должны вначале создать условия, для того чтобы ни у родителей, ни у детей не возникали проблемы в части доступности новых образовательных учреждений, в части возможностей поездок на транспорте или строительства интернатов, если это необходимо. То есть это должна быть мудрая, спокойная, разумная политика, не связанная с созданием сложных, конфликтных ситуаций. Вы знаете о том, что эти проблемы политизируются. И очень часто «на щит» этот вопрос поднимают ряд оппозиционных движений, искусственно раздувая сложности, которые возникают в этой части. Все должны понимать, что расходы в образовании, в том числе и медицине, должны быть оптимальными. Не чрезмерными, а оптимальными, соответствующими как уровню наших доходов, так и тем расходам, которые мы можем себе позволить. Конечно, если бы у нас была возможность, мы бы направляли в образование, например, не 40 миллиардов, а 80. Но таких возможностей у нас реально нет.

Действовать нужно аккуратно, системно, не создавая конфликтных ситуаций, объясняя людям, что происходит. В тех случаях, где вы видите, что ряд муниципалитетов допустили перегибы, надо вернуть ситуацию к той, которая была. Там, где дальние сельские поселения, там, где ребятам приходится достаточно много идти пешком, если нет дороги, там, где нет интерната, и приходится в течение дня детям совершать большие долгие поездки, в этой части посмотрите еще раз внимательно. Но в целом надо вести курс на оптимизацию, на снижение неэффективных расходов в системе образования. 

Просмотров: 616 | Добавил: bash-rafikov | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Баннеры

Поиск

Календарь
«  Октябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz